В Волгоградском регионе ГЛОНАСС уже потеснил GPS
Как ранее заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, к осени Россия может приостановить работу станций GPS на своей территории, если не достигнет соглашения о размещении наземных станций ГЛОНАСС в США. Эксперты рассказали РБК-Волгоград, какие риски возникают в этой связи для жителей региона.
Станции, о которых идет речь, являются корректирующими, то есть позволяют уточнить местоположение объекта до нескольких метров. Об отключении системы GPS как таковой не может идти и речи, полагают волгоградские эксперты.
- Навигаторы, которыми пользуются рядовые волгоградцы, работать НЕ перестанут, ухудшится лишь точность сигнала и то не всегда, - пояснил заведующий сектором по взаимодействию с операторами связи и иными участниками информационного общества комитета информационных технологий Волгоградской области Андрей Улыбин. – Уверен, американская сторона подтвердит размещение наземных станций ГЛОНАСС на своей территории.
По словам эксперта, существует международная конвенция о единой спутниковой системе Коспас-Сарсат, разработанной для оповещения о бедствии и местоположении персональных радиобуев и радиобуев, установленных на судах и самолётах в случае аварийных ситуаций. Если одна из станций передачи сигнала перестанет функционировать, то спутник, получая сигнал - координаты аварийной ситуации, не сможет его транслировать с определенной точностью. А значит, точно направить спасательные службы. Это подвергает риску всех, кто перемещается на самолете или корабле. Стать виновниками этого американские коллеги вряд ли решатся.
- Если это все же произойдет, - считает Андрей Улыбин, - рядовые волгоградцы, повседневно использующие гаджеты с интегрированным датчиком GPS, изменения, конечно, почувствуют. Но сегодня технологии таковы, что исправить ситуацию позволит отечественная система ГЛОНАСС. Достаточно будет приобрести новый навигатор. Замечу, перепрошить прежнее устройство с GPS на ГЛОНАСС невозможно.
Что касается качества сигнала ГЛОНАСС, эксперты уверены, мощности у отечественной системы навигации достаточно, и она вполне может заменить GPS. Кроме того, конкретные практические решения уже не первый год применяются на уровне региона.
- С точки зрения принципиальных позиций, говоря о Волгоградском регионе, ГЛОНАСС мало чем отличается от GPS. Точность сигнала примерно равна. Сегодня использовать систему ГЛОНАСС для определения направления движения и скорости перемещения какого-либо объекта, оснащенного датчиком, на безвозмездной основе могут, согласно федеральному закону о навигационной деятельности №22, все без исключения граждане РФ. Будь то портативный навигатор или иной гаджет, в который интегрирован чип, - подчеркивает Андрей Улыбин. Однако наиболее широко в Волгоградском регионе отечественная система навигации используется в геодезических работах и картографии. Весь транспортный комплекс перевозки пассажиров, ЖКХ, опасных или крупногабаритных грузов, а также машины скорой помощи и школьные автобусы переведены на региональную навигационную систему, обеспечивающую мониторинг и диспетчеризацию передвижения транспорта. С этого года планируется подключить к ГЛОНАСС также лесное хозяйство и подведомственные организации комитета обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Кроме того, ГЛОНАСС позволяет обеспечить работу системы высокоточного позиционирования. С этого года в Волгоградском регионе функционирует пять таких станций, использующиеся в строительстве, сельском хозяйстве, геодезии и картографии, ЖКХ. В определенной степени они позволяют добиться лучших показателей, чем в системе GPS. Точность сигнала доходит до сантиметров. Если создать дополнительные условия с помощью переносной техники, то точность можно повысить и до миллиметров. Эти технологии сегодня используются в дорожном строительстве – позволяют положить асфальтную подушку в уровень до считанных миллиметров без использования человеческих рук.
Используются эти сверхточные автоматизированные технологии сегодня и на особо важных критических объектах. Однако в этом случае, она дополнена системами высокоточного позиционирования для определения смещения объекта с исходной точки. Например, на химических предприятиях такими датчиками оснащены многотонные емкости с химическими веществами. Это позволяет отслеживать минимальный сдвиг объекта, не заметный для человеческого глаза.
По аналогичному принципу защищен волгоградский «танцующий» мост, любое отклонение которого от заданных критериев мгновенно приводит в действие сигнализацию, оповещающую службы безопасности.
В целом, поводов для беспокойств по вопросам навигации, констатировали РБК-Волгоград в комитете по информационным технологиям, на сегодня нет.
- Отключение системы спутникового слежения GPS и переход на систему ГЛОНАСС на экономической деятельности региона или работе транспорта, используемого для государственных или муниципальных нужд, никак не отразится. На пассажирском транспорте, машинах скорой помощи, школьных автобусах, а также транспорте, занимающимся перевозкой особо опасных грузов сегодня предпочтительно используется аппаратура, работающая на системе ГЛОНАСС, либо многофункциональные приборы, способные поддерживать обе системы спутникового слежения, - отметила председатель комитета информационных технологий Волгоградской области Елена Оголь.