Мнение: Почему депутаты гордумы не запрещают строительство АЗС в жилой зоне
Очередная попытка регионального Минстроя защитить горожан от возможного соседства с АЗС, потерпела неудачу.
Как рассказал РБК-Волгоград замминистра строительства, главный архитектор области Анатолий Еськин, еще в 2012 году администрация Волгограда выдала разрешение на строительство шести заправочных станций компании ООО «Экто-Премиум». Пять из них должны были быть возведены чуть ли не внутри жилых массивов в Дзержинском, Кировском, Краснооктябрьском и Тракторозаводском районах.
По словам Еськина, при первом ознакомлении документы у застройщика оказались в порядке, однако реагируя на многочисленные жалобы со стороны населения, правительству во главе с Андреем Бочаровым удалось инициировать проверку, в том числе с участием прокуратуры. Проверяющие выявили несколько нарушений.
Прежде всего, по словам Еськина, речь идет о нарушении размера санитарно-защитной зоны. Если на бумаге расстояние от домов до заправки было более нормативных 50 метров, то на деле – от 40 до рекордно низких 18-ти метров.
Еще одно нарушение касается противопожарных норм: не соблюдено минимальное расстояние АЗС от контактной сети, проезжей части, торговых павильонов. И, наконец, еще одно несоответствие: изначально заявитель просил разместить автозаправочную станцию с одной топливно-раздаточной колонкой, а по проекту – их было две и больше.
Усилиями областных властей отменены разрешения на строительство АЗС по всем пяти адресам: улицы Лимоновая, 36, маршала Еременко, 29б, Николая Отрады, 6д и 15д, а также Землячки, 58г. Однако Минстрой требует принятия нормативного документа, который в принципе запретит такие взрывоопасные стройки.
– Для комплексного решения этой проблемы необходимо принятие отдельного нормативного акта на уровне гордумы, который бы исключил возможность возведения АЗС в жилых зонах и прилегающих к ним участкам, - говорит главный архитектор.
Однако вместо принятия документа в предложенной министерством редакции появился весьма неожиданный второй вариант, представленный депутатом Евгением Щуром и активно поддержанный комитетом гордумы по землепользованию и градостроительству. Они предлагают узаконить уже существующие заправки в жилой зоне, а также дать им возможность расстраиваться и наращивать объемы. Народные избранники уверены, что, таким образом в областном центре будет создан благоприятный инвестиционный климат. Но при этом абсолютно не учитываются интересы простых людей, отмечают эксперты.
- Вопрос строительства заправочных станций вблизи жилых домов стоит в Волгограде очень остро, - комментирует Елена Васильева, руководитель общественной организации «Волгоград-Экопресс». – Раньше доходило до того, что людей обманывали – говорили, что строят, например, телефонную подстанцию или магазин, а впоследствии здесь появлялась заправочная станция.
Недовольство людей соседством с АЗС вполне обоснованно, отмечает эксперт. Во-первых, автомобили – основной источник вредных выбросов в атмосферу. При этом наибольший выхлоп ядов, как известно, происходит при торможении, а также при запуске двигателя. Получается, что заправка и прилегающая территория – в числе самых экологически неблагополучных мест.
- Кроме того, возникает вопрос – куда деваются стоки с заправок? – продолжает Васильева. - Ведь с машин постоянно что-то капает, стекает. Куда поступают все эти загрязняющие вещества? Я сильно сомневаюсь, что АЗС оборудованы очистными сооружениями. К слову, мы не раз выявляли незаконные стоки в ближайших от заправок оврагах. Но если даже не сливают в овраг – где накапливаются эти отходы?
«Бывая за границей, да и в других российских городах я не видела, чтобы заправки строили в жилой зоне. Совершенно очевидно, что строить их надо на окраинах, вдоль дорог. Сложно сказать, чем руководствуются депутаты, отказываясь принимать поправки в правила землепользования. Впрочем, решений, не поддающихся здравому смыслу, наши депутаты принимают достаточно».
По мнению Александра Ошерова, председателя общественной организации «Ассоциация советов многоквартирных домов», причины могут быть в личной заинтересованности отдельных парламентариев.
- Специального расследования я не проводил, но иногда можно диагностировать объект по косвенным признакам, - говорит Александр Владимирович. – В городе существует теневая власть, и я не исключаю, что в думе есть представители различных группировок. Многие депутаты приходят во власть именно для решения бизнес-вопросов, а не для решения вопросов граждан.
Расхождение народных чаяний и бизнес-интересов и приводит, скорее всего, к тому, что принятие поправок, инициированных региональным Минстроем в интересах жителей, откладывается Волгорадской городской думой по тем или иным формальным причинам.
К слову, в Волжском вопрос о соседстве заправочных станций с АЗС уже решен в пользу жителей. «В соответствии с изменениями, внесенными в Правила землепользования и застройки города в начале 2014 года, мы разрешили размещать автозаправочные станции только на территориях общественно-деловых, коммерческих, коммунальных, складских и производственных зон», – отметила Елена Махаева, начальник управления комитета архитектуры и градостроительства администрации Волжского.
По мнению Ошерова, бездействие волгоградских депутатов не должно оставаться безнаказанным.
- Недавно принят закон «Об общественном контроле»: субъектами контроля являются общественные палаты. Если депутат бездействует, не исполняет наказы избирателей, волгоградцам нужно обращаться в общественную палату города, области. В конце концов, можно вынести рассмотрение вопроса на заседание совета безопасности при губернаторе, уведомив главу региона о том, как ведут себя народные избранники.