Профессор Млечко: Мультикультурализму в России угрожают цензурой
Волгоградские эксперты считают, что ограничение в российском кинопрокате доли голливудских фильмов противоречит принципам политики мультикультурализма, доминанту которой в обществе принято считать индикатором степени его развития. Напомним, глава думского комитета по культуре, сопредседатель Центрального штаба ОНФ Станислав Говорухин предложил ограничить показ американских фильмов в России и увеличить долю европейского, корейского и иранского кино.
– Я считаю, что хорошо было бы ограничить голливудское кино на российских экранах, но не за счет российского кино - мы выпускаем около 60 картин, - а за счет кино, снятого в странах с богатой кинематографической культурой - Турции, Кореи, Ирана, Японии, европейского кино, - заявил Говорухин.
В России еще хорошо помнят, к чему привели запреты всего зарубежного: кино, музыки, даже еды и одежды. И вроде бы прошли те времена, и выводы были сделаны правильные, но, как считают эксперты, сегодня снова есть риск оказаться за «железным занавесом».
– Завтра мы запретим американские фильмы, послезавтра европейские, а потом давайте и письменность с книгами и вернемся в пещеру! Мы все это уже проходили и снова хотим вернуться в СССР, – Заслуженный артист России Петр Зайченко. – Но запреты ни тогда, ни сейчас ник чему хорошему не приводили. Да, у американцев своя культура и свои фильмы, у европейцев – свои, у нас – наше, совсем другие фильмы у Индии, но образованному человеку нужно знать все многообразие, иначе, чем мы будем отличаться от пещерного человека? Сегодня очень много свободного эфирного времени, по каналам крутят все что угодно. А что будут показывать все эти множество каналов, куда они будут ставить рекламу, и кому нужно будет за нее платить?
Если же Говорухин рассчитывает на некую стимуляцию таким способом российского кинематографа, то эта идея обречена на провал, да еще и возымеет отрицательный экономический эффект.
– Этот запрет лишь приведет к разорению и потере работы – уже у наших медийщиков, - считает Зайченко. – Отмена американского кино не повысит вкус у зрителей и у наших режиссеров. И вообще запрет на голливудские фильмы никоим образом не улучшит наш кинематограф. Во-первых, они слишком разные, во-вторых, не будет конкуренции, а в третьих, чтобы улучшить наше кино – нужно просто дать дорогу толковым молодым режиссерам, которых сейчас не пускают в эфир.
В современном мире с развитым интернетом, социальными сетям запрещать что-либо и ограничивать не представляется даже технически возможным. Профессор кафедры журналистики ВолГУ Александр Млечко считает, что ограничения попирают принципы политики мультикультурализма. Таким образом, общество в России само признает себя не слишком зрелым для того, чтобы эти принципы принять и следовать им.
– Это абсурд – больше никак это не назвать, – говорит профессор. – Цензурные ограничения в искусстве – это страшный пережиток прошлого, сегодня невозможно просто представить, как можно отбирать кино для проката по национальному признаку. Все запреты порождают недовольство. Человек имеет полное право решить сам: плохое кино или хорошее, смотреть его или не смотреть. Проблема в том, что государство желает выступить регулятором всего и вся. Но это просто невозможно.
Спорт, культура, искусство – эти сферы жизни общества всегда должны существовать сами по себе, вне политики. Ограничивая доли зарубежного кино в российском прокате, мы мало чем отличаемся от стран ЕС, вознамерившихся исключить Россию из ряда спортивных организаций.
– Согласен, что не все зарубежное кино качественное, но то же относится и к отечественному кинорынку, – отмечает Александр Млечко. – Замечу, что в голливудском кино пропагандируют чаще всего архаичные ценности: там добро побеждает зло. Красочные, эффектные экранизации книг производства Голливуда интересно смотреть, некоторые после просмотра обращаются к книгам – что в этом плохого? Искусство должно иметь национальность, но не это должно быть определяющим фактором при решении о размещении его образцов где-либо.