Эксперты: отбирать машину у нарушителей-рецидивистов можно только в стране, победившей коррупцию
Замминистра внутренних дел РФ генерал-полковник Виктор Кирьянов признался, что предупредительные меры для нарушителей неэффективны, а потому пришло время радикальных действий.
«Не смысла предупреждать, когда по пять раз в год один и тот же человек попадается за вождение в нетрезвом виде. А потом совершает ДТП, и в результате погибают люди», – заявил замглавы МВД.
По словам председателя общественного совета при ГУ МВД по Волгоградской области, доктора юридических наук Бориса Смагоринского, пьяный за рулем – это убийца. Реальный или потенциальный – дело случая.
– Цифры погибших на дорогах по вине пьяных водителей приводят в ужас, и с этим срочно нужно что-то делать, – говорит эксперт. – Лишение прав перестало быть инструментом решения проблемы. В ряде стран Европы, в частности, в соседней Белоруссии, за езду в пьяном виде автомобиль просто-напросто отбирают. Навсегда. Подобное можно ввести и у нас, вопрос лежит в плоскости имущественного права. В России часто ездят на автомобиле по доверенности, и если у пьяного водителя отнимать машину, может выясниться, что она вовсе и не его. Выходит, наказание понесет не нетрезвый нарушитель, а владелец транспорта, и это неправильно.
Как отмечает Борис Смагоринский, инициатива Кирьянова о конфискации автотранспортного средства у нарушителя имеет хорошие шансы вылиться в закон. Но и здесь есть свои нюансы.
– Человеку всегда надо давать шанс на исправление, поэтому, на мой взгляд, навсегда отнимать автомобиль можно только у пьяницы-рецидивиста. Сел за руль пьяным однажды – за это положен высокий штраф и лишение прав на управление, попался на этом второй раз – это уже тенденция, и решать проблему нужно в корне, отнимая автомобиль, пока он не стал орудием убийства. Конфискованный автомобиль пустить на торги, деньги от его продажи – в казну субъекта. Подобный закон мог бы убить двух зайцев: во-первых, наказан злостный нарушитель, во-вторых, это своеобразная пропаганда здорового образа жизни, ведь мало кому захочется лишиться машины, на которую копил годами.
Однако лишить владельца имущества в России можно только по решению суда – и тут встает вопрос адекватного правоприменения закона.
– Важно, чтобы закон не противоречил Конституции, – говорит юрист, председатель Центра гражданских инициатив «Правозащитник» Евгений Журавлев. – Есть к инициативе Кирьянова и другие вопросы. Дело в том, что система в Росси вытроена враждебно к водителю. Например, если сотрудник ДПС составил протокол о том, что водитель отказался от прохождения медосвидетельствования на предмет опьянения, доказать его невиновность в суде, даже если он на самом деле был не пьян, практически невозможно. Когда к мировому судье попадает административный материал с таким составом нарушения, то чаще всего он решает лишить человека прав – так принято. При этом сами сотрудники ДПС, составляя административный материал, осознавая при этом несовершенство доказательной базы, знают, что система их прикроет, что судья по-любому лишит прав водителя. Закон несовершенен и с точки зрения коррупциогенности, ведь речь идет о серьезном риске – лишиться автомобиля. Одно дело когда водитель даже сознательно не пристегивается, зная, что за это ему всего лишь выпишут штраф, то здесь – огромное искушение предложить инспектору урегулировать вопрос в особом порядке, что называется. Поэтому считаю, что подобный закон может быть принят только в стране, победившей коррупцию, коей Россия пока не является.
Напомним, сегодня езда в пьяном виде считается административным правонарушением и регулируется КоАП РФ. В первый раз проступок наказывается штрафом 30 тыс. руб. и лишением прав на срок от полутора до двух лет, а при повторном нарушении – штрафом 50 тыс. руб. и лишением прав на три года. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере 30 тыс. руб. с лишением права управления транспортными средствами на срок от 1,5 до 2 лет.