Эксперты: Реформа местного самоуправления повысит эффективность власти на местах
Депутаты областной думы поддержали в первом чтении законопроект «О некоторых вопросах формирования органов местного самоуправления в Волгоградской области», по сути отменяющий прямые выборы глав районов. Эксперты рассказали РБК-Волгоград о возможных последствиях реформы.
Согласно документу, упор делается на ключевое звено – районные поселения, в которых будут избираться главы поселений и депутаты районных дум. Фактически главным носителем власти в районах будет не глава муниципалитета, а главы сельских поселений. В муниципальных районах, которые состоят из нескольких городских и сельских поселений формирование представительного органа предлагается осуществлять путем делегирования от дум поселений, входящих в состав района муниципального района. Глава поселения автоматически становится и депутатом районной думы.
Главу районной администрации (сити-менеджера) будут назначать по контракту на срок, который предусмотрен уставом и должен быть не менее двух и не более пяти лет.
Отметим, закон о реформировании системы местного самоуправления инициирован Госдумой. Принимать его или нет – решать субъектам РФ, исходя из структуры административного деления и существующей политической обстановки. Как пояснили разработчики законопроекта, закон направлен на максимальное сближение власти с народом.
По мнению депутата Волгоградской областной думы Станислава Короткова, законопроект, в случае его окончательного принятия будет способствовать повышению эффективности местного самоуправления – предполагается, что главы сельских поселений будут более оперативно реагировать на просьбы местных жителей. Кроме того, появится возможность существенно сэкономить на избирательных кампаниях.
– Чем занимается сегодня глава муниципального района? В первую очередь, сферой его ответственности является хозяйственная часть: больницы, школы, детсады, – разъяснил парламентарий. – Он сидит в райцентре, порой не имея представления, какие проблемы происходят в отдаленных населенных пунктах. Здесь реформа назрела давно: глава поселения живет непосредственно на месте, он видит те проблемы, которые на самом деле волнуют жителей. Глава поселения – вот кто является по-настоящему самым главным человеком.
Главу поселения предлагается также делегировать в районную думу – там он имеет возможность контролировать работу сити-менеджера.
– Глава поселения знаком с ситуацией на своей территории, он сможет влиять на бюджет, запрашивать средства, если это необходимо. Кроме того, если работа сити-менеджера не устраивает глав поселения, они могут проголосовать за его отстранение от должности. Политолог Андрей Серенко считает, что реформа позволит власти исходить непосредственно от людей, от самого ядра общества.
– Местное самоуправление становится прерогативой поселений, самых мелких административных единиц. Этот уровень становится ключевым в принятии важных политических решений. Единственной формой контроля за такой системой местного самоуправления станет новая электоральная политика – когда развернется реальная конкуренция за симпатии жителей поселения. Здесь сходит на нет возможность управления электоратом с помощью административного ресурса, значительно возрастает роль общественности.
Эксперт подытоживает, что, с одной стороны, сегодня жители теряют возможность избирать глав районов, но с другой стороны, новая система предполагает повышение качества управлением административных единиц.
– То, что мы сейчас наблюдаем – не что иное, как первый этап ликвидации муниципальных районов как административных субъектов. Подчеркну, что реформа полезна и логична, но необходима ее широкое информационное, разъяснительное сопровождение.